История русской бани
Исторически бани на Руси берут свои истоки из очень далеких глубин древности. Множество людей сильно недооценивают возраст цивилизованности русских. Почему-то считается что на всем протяжении истории, русские были диким и отсталым народом.
Хотя чтобы в этом разубедиться достаточно просто внимательней прочитать страницы истории. Взять к примеру ту же баню. Баня на руси, это едва ли не самый древнейший памятник цивилизации. Постройка первой бани уходит в далекую глубь веков, и многие ученые и археологи уверены? что баня появилась вместе с зарождением славянского племени. Еще до появления первой письменности, в разговорном народном искусстве проскальзывали упоминания о целебной силе горячей бани.
По преданиям целебную силу в бане получали от самой природы, ведь в бане соединялись две сильнейшие силы природы - огонь и вода. Вера древних славян как известно была языческой, то есть они поклонялись множеству разных богов. У славянских богов была своя иерархическая лестница, а на самом верху стоял Род, прародитель всего сущего. После Рода наиболее сильными были два бога, олицетворяющие собой две стихии. Бог солнца с огнем, и богиня воды с дождем. Парясь в бане славяне как бы привлекали к себе, и напитывались мощью двух этих могучих стихий. Привлекая их на свою сторону и подпитываясь их энергией. Ярким образчиком древней культуры является праздник дня Ивана Купалы, своими истоками он упирается в далекую древность, и никто из современных ученых не может сказать даже приблизительную дату его возникновения. Прыгая в праздник над огнем наши предки сжигали окружающее их зло и болезни, очищали свою душу и тело. А прыжок пары, девушки и парня не разжавших руки при прыжке, означал что между ними сжигается все зло, и гниль. А обязательные ночные купания в этот праздник, обозначали собой уединение с матерью-природой и принятие в себя её жизненных сил.
Русская баня в сказках
Во многих старых сказках и конечно былинах встречаются доказательства верований в очищающую и врачующую силу воды. В отличие от европейской цивилизации, где вода считалась источником заразы, и переносчиком чумы. Наши предки всегда знали о том что здоровье очень крепко завязано на чистоту. Но также они знали что не всякая вода полезна для здоровья. Из "смутных догадок" и появились былины и сказки где повествуется о вреде мертвой воды, и величайших целебных свойствах живой. Любая вода в бане считалась слабым аналогом живой. Конечно наши предки знали о том что мертвого человека ей не оживишь, но считали что она в сочетании с огнем, сможет направить жизненную силу человека в правильную сторону.
Изначально баню считали способом искоренения всей дури и зла что окружают человека. Однако гораздо в более позднее время, бане было суждено стать символом мира и домашнего уюта. Недаром в сказках Иван Царевич требует от Бабы-Яги, чтобы она его первым делом в бане попарила, а потом уже накормила, напоила, и спать уложила. И только после этого она должна задавать свои вопросы. К сожалению в наш век развития технологий и всеобщего прогресса, мы почти забыли о такой прекрасной традиции. Такие представления о долге гостеприимства сейчас, сохранены до наших дней, лишь в немногих деревнях. И если вы попадете в такую деревню то первым делом вам предложат истопить баньку, а после как само собой разумеющееся кров и стол. В жизни русского человека баня всегда имела довольно важную роль, ведь даже в древних иностранных летописях одиннадцатых-двенадцатых веков, в рассказах о нравах и традициях "русичей" или "росичей" упоминания о местных "мыльнях" находятся сплошь и рядом.
Русская баня в летописях
В отличие от теперешнего названия, раньше бани имели множество различных имен. Их называли "мыльнями", "мовью", "мовницами", "мовнями" и "влазнями". Русичи даже специально оговаривали с Византией в договоре 907 года, что послы, проживающие в Константинополе будут "творити мовь" когда захотят. В наших летописях бани упоминаются первый раз в двух текстах, это устав Киево-Печерского монастыря (966 года), и "Повесть временных лет" (945 года написания). В те временна, как и все священники на руси, монахи Киево-Печерской лавры очень хорошо разбирались в медицине. Они изучали медицину по трудам древнегреческих медиков, а как известно именно греческая медицина первая в своих трудах обратила свои исследования в изучение пользы парной бани.
Монахи прочитавшие их труды, стремились проверить полученные знания, они строили бани, и проводили наблюдения по продвижению выздоровления "страждущих" и больных. После того как целебная сила выздоровления от мытья в бане подтвердилась, монахи стали строить возле бань что-то похожее на современные больницы "заведения для немогущих". И эти заведения были вероятно самыми первыми больницами на Руси. Русскую баню нельзя сравнить ни с азиатскими, ни с европейскими аналогами. В отличии от них в русской бане упор делается на воздействие жаром. Самый главный атрибут русской бани это веник, он мог быть как универсальным березовым, так и состоящим из крапивы или специального сбора трав. Этим веником хлещут по телу человека "выбивая" из него грязь, как физическую так и духовную. Бьют во всю мощь, поэтому непривычному человеку это может показаться одной сплошной пыткой.
Так всегда считали и считают заграничные гости. Попав в настоящую, классическую русскую баню, в парную под удары веника им кажется что вот-вот и "смерть придет и встанет на пороге". Зато выйдя с хорошей парилки, они все как один чувствуют себя намного лучше. Удивительные и острые ощущения остающиеся после русской бани, остаются в их памяти надолго. Благодаря этому слава про русскую баню-целительницу распространена по всему миру. Практически во всех произведениях иностранцев от седой древности, и до нашего времени, они рассказывают о своих впечатлениях разумеется вспоминая при этом баню. Да и разве можно как то по другому понять наш русский менталитет не побывав ни разу в русской бане? Наши бани завоевали популярность своей целебной силой множества людей за пределами границы. Поклонники русской бани, строят себе такие же в Америке, Франции и Канаде попав в которую любой сможет отвести свою душу в Сандуновских банях, которые построены по своему прототипу в Москве.